Когда я только пришел в копирайтинг, каждую статью проверял на водность при помощи онлайн-сервисов. Они помогали убирать воду из текста и делать контент лучше. Но если зациклиться только на технических параметрах программ и не работать над пользой для читателей, скорее всего, материал получится пустым и бесполезным. Ниже покажу это на примерах.
Считаю, проверка технического показателя водности полезна только в двух случаях:
- Вы копирайтер-новичок. Если еще не научились хорошо писать, онлайн-сервисы помогают избавиться от стоп-слов, пустых речевых оборотов и вводных конструкций.
- Вы заказчик и не знаете, как проверить работу исполнителя. Автор присылает документ, результат вам не нравится, а что конкретно не так, разобраться не можете. Проще всего проверить процент водности программой и сказать, что превышен допустимый предел.
Если сервис антиплагиата показал низкую водность, это еще не значит, что статья хорошая. Сейчас покажу все на практике, но для начала немного теории. Не надо верить мне на слово. Внимательно прочитайте примеры и поймете все сами.
Что такое водность
Процент воды в тексте — это технический параметр, который показывает отношение количества стоп-слов ко всему объему статьи. К словам-паразитам относят:
- предлоги
- местоимения
- вводные конструкции и т.д.
Показатель водности пришел из SEO-копирайтинга. Вебмастера с его помощью проверяют работу авторов. Но они делают так лишь потому, что нет других способов контролировать исполнителей.
На самом деле, вебмастера, редакторы, предприниматели хотят избавиться от пустословия в тексте, а не убрать водянистость или уменьшить количество каких-то слов. Чуть ниже покажу это на примерах.
Онлайн-сервисы для проверки процента воды
Чаще всего копирайтеру в ТЗ прописывают критерии оценки по одной из двух программ: advego или text.ru. Нет смысла выбирать из них лучшую. Принцип работы схож.
Водность в Advego
Добавляем в сервис свой текст, жмем кнопку «проверить» и появляется таблица «статистика» с техническими параметрами.

Спускаемся ниже — к таблице «стоп-слова». Чтобы снизить водянистость, убираем из статьи сначала самые длинные и самые частотные слова. После чего повторно проверяем контент.

Водность в Text ru
Принцип работы схож с «Адвего»: добавляем текст и нажимаем «запустить проверку». Результат появляется на вкладке «SEO-анализ».

Чтобы увидеть стоп-слова и уменьшить их количество, нажимаем на пиктограмму с изображением глаза в соответствующем поле. После этого сервис голубым цветом подсвечивает словесный мусор.
Встроенный модуль антиплагиата позволяет сразу проверить статью на уникальность.

Сколько должно быть воды в тексте
Программы оценивают водность «в разных системах координат» — получаются кардинально разные цифры. Поэтому в техническом задании всегда нужно указывать сервис, с помощью которого выполняется проверка.
Процент воды — норма: | Минимальный | Допустимый | Высокий |
Advego | до 60% | 60-75% | свыше 75% |
Text.ru | до 15% | 15-25% | свыше 25% |
Не нужно стремиться к минимальным параметрам. Это не сделает статью лучше. А вот исковеркать ее до нечитаемого состояния можно. Сами посмотрите все на примерах.
Как избавиться от воды в тексте — примеры
Ниже рассмотрим три примера. Сначала откровенно водянистый фрагмент статьи. Потом уберем в нем стоп-слова и подгоним все под технические параметры онлайн-сервиса text ru. Последний вариант сделаем для людей — не глядя на сервисы.
Как не должно быть
Наше предприятие, наверное, одно из лучших на рынке в своей отрасли. В силу того, что мы смогли организовать выдающееся производство, высокому качеству нашей продукции вообще нет равных на рынке. Огромное количество сил мы тратим на то, чтобы исключить брак. Несмотря на это, нам все-таки удается поддерживать низкие цены. В отличие от других фирм, которые производят что-то подобное, мы гарантируем качество и самые низкие сроки поставки. Наши менеджеры всегда готовы оперативно выйти с вами на связь и решить всевозможные задачи.
Текст получился водный во всех отношениях — пустословие.

Как не должно быть, но часто встречается
Предприятие «Степкин» — лучшее в отрасли. Мы смогли организовать выдающееся производство — качеству продукции нет равных на рынке. Специалисты компании тратят все силы на недопущение брака. При этом удается поддерживать низкие цены. В отличие от конкурентов, наша компания гарантирует качество и самые низкие сроки поставки. Менеджеры оперативно выходят на связь и решают поставленные задачи.
Убрали стоп-слова и количество воды во фрагменте статьи стало соответствовать SEO-параметрам. К копирайтеру не придраться — все по ТЗ, но текст остался бессмысленным и бесполезным. Такой результат часто можно получить от авторов на биржах копирайтинга. Давайте кардинально изменим подход и посмотрим на результат.

Что ожидают увидеть заказчики
В 2020 году мы обновили оборудование на предприятии ООО «Степкин» — поставили итальянскую линию по производству керамической плитки. Таких машин и оснастки пока нет ни на одном предприятии Рязани. Это позволило уменьшить количество брака и снизить себестоимость. Заказов стало в 3 раза больше, но менеджеры справляются — принимают заявки и организуют доставку по городу в течение 24 часов. В декабре мы заняли первое место на отраслевой выставке «Рязань Экспо».
Мы не только получили текст без воды, но и добавили в него конкретики. Стало понятно чем именно занимается компания, какие у нее преимущества и что скрывается за статусом «лучшие в отрасли».
Чтобы подготовить такой контент, нужно погрузиться в нишу, изучить конкурентов, взять интервью у заказчика и т.д. Да, это трудоемко. Зато сайт клиента высоко ранжируется в поисковой выдаче и становится выше конверсия в продажу. Опытные авторы готовы решать задачи бизнеса, тратить на это время и силы, поэтому они не соглашаются работать по ценам биржевых копирайтеров.
Почему техническое уменьшение воды в тексте не работает
Раньше SEO-специалистам было достаточно подогнать статью под технические параметры и она высоко ранжировалась в поисковой выдаче. Сейчас большую роль в ранжировании играют поведенческие факторы.
Если пользователь заходит на страницу сайта, проводит там много времени, переходит на другие статьи — сайт ранжируется выше. Если человек зашел на страницу, не стал читать водянистую текстовую кашу, закрыл материал и пошел гуглить дальше, позиции сайта в поисковой выдаче проседают.
То же самое относится к коммерческим материалам. Невозможно получить заказ, если на продающей странице вода и люди ничего не понимают. Они закрывают сайт и уходят к конкурентам.
Чтобы получить крутой результат, нужно работать со смыслом, а не со словами. Посмотрите еще раз внимательно примеры, которые я приводил выше.
Что мешает писать текст без воды
Думаю, с техническими параметрами все понятно — сканируйте материал онлайн-сервисом, убирайте подсвеченные слова — готово. Если все же с этим возникли сложности, готов помочь — бесплатно — читайте ниже.
Давайте лучше разберемся, почему статьи получаются водянистыми и как этого избежать. Я вижу этому три причины.
Отсутствие опыта
Все авторы когда-то стартовали в профессии. Сначала писали плохо, потом лучше потом совсем хорошо. Если они утверждают, что с первой статьи все сделали круто — врут.
Для новичков не вижу быстрых решений. Нужно работать и еще раз работать. Набираться опыта. Не зацикливаться на одном уровне, а постепенно браться за более сложные и интересные задачи.
Быстрее освоиться поможет чтение художественной литературы, книг по копирайтингу, маркетингу и продажам. Советую почитать Ильяхова, Кота, Шугермана, Чалдини.
Оплата за килознаки
На биржах копирайтерам платят за килознаки. Конечно, они заинтересованы в том, чтобы написать больше знаков и получить больше денег. А если информации недостаточно, начинают добавлять вводные конструкции, расплывчатые формулировки и т.д. Получается водянистый текст.
Задача автора — подготовить крутую статью, промостраницу, карточку товара, SEO-описание и т.д. Он может 90% времени потратить на изучение информации и только 10% на «написание букв». Считаю, деньги нужно брать за проделанную работу, а не за 1 000 знаков. От этого выигрывают заказчик и копирайтер. Автор старается работать на результат и не гонится за количеством букв. Клиент получает крутой контент, а не водянистую портянку текста.
Отсутствие фактуры
Бывает, что клиенты формулируют задачу так: «напишите красиво», «просто сделайте какое-нибудь описание». Если начать задавать вопросы, можно услышать «у нас все, как у всех», «посмотрите всю информацию у конкурентов». Копирайтер не знает о чем писать. Он начинает страдать, выдумывать что-то из головы, размазывает на несколько абзацев одну мысль. Контент получается как в первых двух примерах, которые я показал выше.
Выход один — задавать правильные вопросы, выуживать значимые факты и использовать их в тексте. Это касается коммерческого и информационного контента. Даже крупные издания (Тиньков-журнал, Лайфхакер и т.д.) для подготовки статей собирают фактуру у экспертов или ищут авторов, которые раскроют тему на личных примерах.
Бонус
Если вы не смогли разобраться с тем, как избавиться от воды в тексте, давайте попрактикуемся в комментариях. Присылайте текстовый фрагмент (до 1 000 символов), я помогу убрать стоп-слова и сделать контент лучше. Первым 10 комментаторам точно помогу убрать водность, а дальше буду давать обратную связь по мере возможности.