Количество онлайн-дневников растет, как на дрожжах. Люди заводят их на собственных сайтах, в группах ВКонтакте, аккаунтах в Инстаграме, на каналах Ютуб и отправляются завоевывать свою аудиторию. Но это нереально сделать, находясь по разные стороны «барикад». Поэтому тысячи блоггеров транслируют информацию в пустоту. Но стоит стать ближе к читателю, разделить с ним свой хлеб и воду, как все тут же меняется. А сделать это помогает знание того, как составить контент-план для блога. Представьте такую ситуацию.
Встречаются два начинающих вебмастера.
— Роман, как развитие твоего сайта?
— Все отлично. Работаю над ним вовсю! Появились первые подписчики. Изучил поисковую статистику. Увидел какие записи вызывают интерес. Вытянул по ним запросы. Собрал их в кластера. Сейчас сажусь выписывать семантическое ядро. Буду привлекать новых людей на эту тему. В общем дел невпроворот. А ты как поживаешь, Саша?
-Да у меня та же фигня, что и у тебя. Я тоже понятия не имею, чем дальше заинтересовать людей, которые уже были на моей странице.
Па-дидили-дидили-дидили-дам пу-буп-пи-ду
В умелых руках информация о том, как составить контент-план – это мощный инструмент для привлечения и удержания аудитории. Заваривайте кофе. Начинаем.
Цель планирования
С чего обычно начинается блоггинг? Автор находит в этом занятии для себя какие-то выгоды и на эмоциях заводит онлайн-дневник. Сперва даже составляет список тем для публикации. Но они постепенно заканчиваются, а энтузиазм угасает. Приходится вымучивать каждую новую запись. О том, чтобы сделать ее интересной и речи не идет. Считайте блог на этом умер.
Ведь посетителей привлекают полезные, увлекательные посты. И это не значит что нужно выдавать антраша и скакать цирковой лошадью перед публикой. Достаточно делиться качественными материалами и делать это планомерно. Для этого и необходимо составление контент-плана на месяц, квартал или даже год.
Правильно составленное расписание отвечает на три вопроса: что, когда и для кого писать! Вы больше не страдаете:
- над темой будущей страницы;
- поиском вдохновения;
- удержанием внимания аудитории;
- хаосом в голове;
- сомнениями и неуверенностью.
Вы точно знаете, о чем поведать своим читателям. А самое главное – выстраиваете логически связную и последовательную цепочку статей.
Как сделать контент-план
Технически все очень просто. Не надо специальных программ или сервисов. Чаще всего задачи планируют в Excel. Хотя вполне подходят текстовые редакторы и даже обычный блокнот. Выделим два способа ведения:
- Календарный. Формируем таблицу в виде календаря. В ячейки с датами вписываем тему предстоящей публикация. Для обозначения типа статьи и других признаков используем цветовую маркировку или примечания. Такой вид удобен, когда постов много. Их видно, как на ладони.
- Списочный. Составляем обычный список тем, в котором указываем важные для нас данные. Это удобно, когда добавляем большое количество столбцов с дополнительными параметрами или если публикуем всего одну-две страницы в неделю.
Всегда указываем дату и заголовок. Однако порой нужны и другие параметры:
- срок сдачи текста и его автор;
- тип записи и ее цель;
- тайтл и дескрипшн;
- место промоутирования и многое другое.
Не изобретать велосипед позволяют готовые примеры и шаблоны для контент-плана. Я сейчас адаптирую под себя файл Юрия Гальмакова. Он выглядит вот так:
Работая на биржах, писал тексты по разным заданиям. Оттуда взял для себя вот такой шаблон для социальных сетей:
Где брать темы для публикаций
Это, пожалуй, самый больной вопрос для администраторов сообществ, блоггеров и маркетологов. На поиски ответа я убил, если не сотни, то десятки часов уж точно. Но со своими читателями наработками поделюсь.
Классическим решением становится составление семантического ядра при помощи специальных программ-парсеров. Способ хороший, но слишком уж однобокий. Для тех, кто с ними не знаком, объясню «на яблоках».
Вы выдумываете слово или словосочетание, которое может быть интересно вашей аудитории. Загоняете его в сервис, а на выходе получаете сотни тысяч запросов. Например, из исходного «маникюр» получаем такие «хвосты»:
- обрезной;
- необрезной;
- французский;
- американский;
- как сделать;
- как ухаживать и так далее.
Такое контент-планирование основано только на исходных данных, взятых из собственной головы. Хорошо, если вы профессионал в своей области и глубоко разбираетесь даже в мелочах. Но если нет, будут проблемы. Поэтому надо становиться ближе к людям – потребителям информации. Игнорировать их – грубая ошибка. Подробнее об этом еще расскажу ниже.
А вот тематические форумы становятся неиссякаемым источником вдохновения каждого блоггера. Достаточно изучить обсуждения и проблемы с поиском музы уходят на второй план.
Просматриваем также комментарии под видео YouTube и постами вашей тематики из ТОПа поисковых систем. Там озвучиваются недочеты, которые не раскрыты в текстовой записи или видео. Достаточно их учесть и ваше руководство становится самым полным, полезным и интересным. Причем часто затрагиваются объемные понятия. Вот вам и готовый перечень статей.
Как часто планировать публикации
Есть теории и философские рассуждения на тему периодичности размещения при создании контент-плана. В том числе научно обоснованные. Но для себя я выделяю лишь два адекватных фактора:
- Потребность читателей. Подписчики – это наше всё. Если взялись освящать новости региона, значит пишем много и часто. Делать анонс прошедшего мероприятия бессмысленно. Хороша ложка к обеду!
- Собственные возможности. Если выбранная тематика не требует частого выхода постов, отталкиваемся от своего свободного времени. Действительно свободного! Не ограничиваем себя нереальными рамками. Нервная система – девушка капризная. Она мстит стрессами и загоняет в депрессию. Пусть лучше будет одна запись в неделю, но постоянно.
Поэтому здраво оцениваем свои силы и соблюдаем график.
Остерегайтесь этих ошибок
При изучении рассматриваемого вопроса я буквально взорвал мозг себе и коллегам. Оказывается, что не все даже знают, как выглядит контент-план. Утрирую конечно. Но «профессионально» работают с ним действительно единицы. Удалось раскопать ряд проблем. Вот как НЕ НАДО делать:
- Писать «из головы». В целом метод хороший. Но не для всех. Нужно обладать феноменальной памятью и навыком «шахматиста» – продумывать ходы на пять шагов вперед. Иначе нить рассуждений постоянно будет петлять. Поэтому носим с собой блокнот и изливаем мысли на бумагу.
- Вываливать информацию залпом. Так вы быстро выгораете морально. Даже если энергия бьет ключом, бережем свои силы. Написать 20 текстов подряд, а потом на месяц пропасть – не самая хорошая идея. Постоянство любят не только читатели, но и поисковые роботы (если вы хотите продвигаться по SEO). Есть жгучее желание творить – наполняем свой контент план для социальных сетей или личного сайта впрок. Но публикуем записи планомерно.
- Писать исключительно по семантике. Обязательно используем ключевые запросы. Но дневник, статьи которого идут по одному шаблону вызывает уныние. Получается классический контентник. Не более того.
Друзья, последний пункт разберу подробнее. Он цепляет прям за живое. Оцифровка данных статистики и анализ поисковых запросов – это хорошо. Но не забываем включать голову и выходить на диалог с читателями. Давайте разберу на примере.
Помните нашего юного строителя Петра Иванова из статьи про блоггеров? Он пишет на тему
- ремонта:
- квартир;
- коттеджей;
- санузлов;
- ванных комнат и т.д.
Петя разобрал виды, подвиды, типы и классы отделки до мелочей. Ведь именно такие популярные запросы выдал ему парсер. Увы, с тем, что такое адгезия и почему она важна на всех этапах отделочных работ владельцы квартир узнают сами. Причем в момент, когда начинает отваливаться плитка или вздувается краска.
И это по причине бездумного, бездушного программного метода планирования статей. Но мы то уже знаем, как написать контент-план, который помогает читателям решить свои проблемы. Поэтому я за вас спокоен.
На этом у меня все. Если статья вам понравилась и оказалась полезной, делитесь ей с друзьями. Рассказывайте о своем опыте или задавайте вопросы в комментариях.
А тем, кто хочет разнообразить свой блог разными по типу статьями советую ознакомиться с предыдущей публикацией.